katerinabil

Category:

"Лицо", или любовь по-польски

Вы когда-нибудь слышали о польском кинематографе? 

Вот и я нет. 

Воспитанным на Marvel и покемонах вообще не следует знать о чем-то, кроме войн между галактиками. Однако капля везения позволила мне попасть на предпоказ фильма, захватившего гран-при Берлинале-2018 (Берлинский международный кинофестиваль). 

Кстати, в этом году с нашей стороны был представлен фильм "Довлатов" — говорят, ужасная скука. Не утверждаю, но подозреваю, что это правда. Я не вижу рассказы Довлатова или его жизнь на экране. Его строки, события и мысли надо читать тихим вечером на подоконнике в прокуренной квартире, но никак не смотреть на экранные "страдания и метания" упитанного и ухоженного дядечки в абсолютно новой и хорошо отглаженной одежде (я просто сомневаюсь, что у народных пьяниц был с собой всегда переносной отпариватель и модный шарф).

Вернемся к "Twarz" ("Лицо" или, как было переведено на женском портале Elle - "Морда". Дамы, ну вы чего так грубо-то). 

Фильм основан на реальных событиях. 

В основу сюжета легла жизнь 33-летнего поляка Гжегожа, в 2013 году попавшего в аварию на кирпичном заводе. Ему была проведена срочная операция, и за 27 часов рабочему создали новое лицо. 

В фильме главный герой Яцек не просто работает на заводе — он помогает с возведением самой большой статуи Иисуса Христа в мире (которая действительно стоит в Польше - знали ли вы об этом удивительном факте?).

Здесь прослеживается много интересных параллелей:  Гжегожу было 33, когда случилось несчастье, как Христу, когда он пожертвовал собой ради рода человеческого. Самого героя, Яцека, в фильме насмешливо зовут Иисус — видимо, из-за бороды и длинных волос, а также приступов доброты (покупает водку для местных алкашей). В то же время его зовут и сатаной — поскольку он слушает тяжелый рок и носит все те же длинные волосы. 

Вот такая вот шизофрения только на первый взгляд. На второй — все еще хуже. 

"Лицо" — очень противоречивый фильм. С одной стороны — здесь есть чудо, возрождение человека, буквально спасение его от смерти и уродливой маски, как в "Призраке оперы". Но с другой, как и в любом чуде — есть такая меркантильная вещь, как оплата. И в прямом и в переносном смысле. Яцеку отказывают даже в элементарной инвалидности, хотя любому адекватному человеку понятно, что работать строителем или в офисе после такой операции невозможно. 

Фильм вроде польский, но так Родиной "пахнет", что слов нет. От Яцека отворачиваются все, словно не могут вынести его изувеченной внешности, но на самом деле — он всего лишь зеркало, отражающее уродство каждого, кто в него смотрит. Вскрывается истинная сущность близких и незнакомых. И лишь сестра отказывается сдаваться. 

На ум приходит древняя, как прическа сестры Яцека, притча: 

"Муж, брат и сын одной женщины попали в плен, она пошла их выручать. Чужеземец предложил ей выбрать одного человека, которого она может забрать домой, остальных же ждала верная смерть. Она выбрала брата. Когда же ее спросили, почему, она ответила, что мужа она еще найдет и сына родит, а вот брата ей никто не вернет".

Не большой мудрости рассказ, однако сестра Яцека действует по этому принципу. Еще до несчастного случая она советует ему уезжать из бесперспективного города, и она же единственная пытается понять его увлечения и сделать все (абсолютно все), чтобы он был счастлив. 

Самое, наверное, замечательное в этом фильме — это персонажи. Они все — круглые, живые, ощутимые и понятные. Неизвестные нам актеры, новые для нас судьбы героев кажутся близкими и знакомыми. Режиссеру удалось раскрыть каждого персонажа — кого-то всего через пару слов ("А что, если у них дети такие родятся?" - спрашивает мать невесты, и из одного предложения ясен весь человек. Или подобие человека. Тут есть варианты). 

Фильм пропитан Гоголем: своей сатирой и насмешкой над правительством, церковью и глупостью людской. 

Церковь и ее продажные "слуги" раскрываются мягко, постепенно, но настолько комично и глупо, что не вызывают ненависть, а лишь искреннюю жалость. В этом вообще большая заслуга режиссеров и сценаристов — трагичный, жестокий фильм получился добрым и очень светлым.  

Эта легкость просмотра возникает еще и от места съемок и света в кадре. Лично мне пейзажи напомнили великолепные панорамы из "Властелина колец". Такой, постапокалипсис местного разлива. 

А, и еще приготовьтесь быть впечатленными с первых кадров - вас ждет безумное и будоражащее вступление, как если бы смешали "Парфюмера" с фильмом Тома Форда "Под покровом ночи". 

"Лицо" сразу заявляет о себе, кричит, бросается образами. Читать их и искать разгадки можно почти бесконечно. Но, в то же время, фильм не перегружен деталями, плавно выстроен, красиво снят и, несмотря ни на что, оставляет хорошее впечатление и небольшую надежду на happy end. 

Главные саундтреки фильма: 

Gigi D'Agostino — L 'amour Toujours

И. Брамс — 3-я Симфония

И какой-то тяжелый рок. Не люблю, искать не буду)

Фильм очень рекомендую, по моей внутренней шкале — 10 из 10. И посмеяться, и поплакать, и над жизнью задуматься. 

А еще, поскольку озвучки не будет, можно порадоваться забавному польскому языку. Курвы там и все такое)


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →